Страницы: 123456789

Творчество > Критерии, учитываемые мною при оценке технического качества стиха 


  (19.11.05 04:06)  

Я читаю все ваши стихи. На то вы их тут и публикуете, смею надеяться?
Однако, реакция авторов на оценку нередко шокирует. Наиболее деликатные просят больше не посещать их топы, наиболее агрессивные - обвиняют меня в умственной несостоятельности и всех грехах и пороках.
Они, видимо, считают, что я отношусь лично к ним негативно, ну и отвечают, кто как умеет.
Хочу сообщить уважаемым авторам те математически-чётко сформулированные критерии оценки качества рифмы, на основании которых я и делаю выводы.

1. Рифмовка равных частей речи в равных склонениях\падежах\числах - скверная рифмовка. Например:

> красивый-спесивый
> свет-ответ
> бежать-лежать

Предлагаю варианты качественной с данной точки зрения рифмовки:

> кусты-пусты
> беда-туда
> большой-душой

Приветствую, конечно и варианты рифмовки равных частей речи в разных склонениях\падежах\числах, при условии, что именно это различие и обуславливает рифмовку, (как и составные рифмы, когда рифмуютсы не просто окончания слов, а их наборы, причем разные) например:

> дом-с трудом
> жёлтый - тяжёл ты-пошёл ты (А. Вознесенский, "Жёлтый дом")
> подлец-колец

Естественно, что рифма равных корней категорически не приветствуется даже в разных частях речи, например:

> уход - восход
> привет-ответ
> кеды-полукеды :)))

не вышло примера с разными частями речи, ну придумайте сами :)

2. Очень большое значение также имеет созвучие рифмованного слога. Почему-то авторы удовлетворяются рифмовкой ударной гласной и окончанием слога, а согласные перед ударными гласными не подбираются и получается очень некрасиво, например:

> уДар-поЖар
> ГРусть-Пусть
> поРог-саПог

То есть, вроде бы и рифмовано, но согласные перед ударной гласной очень всё портят. Вот примеры более качественной с данной точки зрения рифмовки:

> корова-сурова
> кобыла-любила
> постой-пустой

Кстати, второй пример: рифмованные слоги была-била в принципе созвучны, посему допустимы.

3. Глубина рифмовки. Самая простая, а потому и *дешёвая* рифма последнего ударного слога (здесь и далее я не обременяю вас терминами, поскольку не особо в них вникал, да и вам ни к чему)

> она-вина
> тупой запой
> герой-горой

Рифма второго с конца слога - более трудна, но и качество стиха возрастает (конечно, окончание обязано быть созвучным)

> суррогаты-рогаты
> приливы-бурливы
> на привале-сопревали

Кстати, второй пример содержит в себе маленькую хитрость пРИЛИВЫ-буРЛИВЫ, то есть *Р* , хотя и является в слове *приливы* частью предыдущего слога, но в рифме участвует. Озвучьте вслух и почувствуйте.

В таком ключе можно рифмовать и третий с конца слог, а затем четвёртый и одновременно с ним опять последний :)) или еще как нибудь.
Я пример приведу своего труда, пусть нескромно, да и смысл туманен, но речь о технике, да и поздно уже, лень искать:

Здесь край холодов. Здесь метели метут.
Конца нет пустыне и краю.
Я вижу людей пустотелыми тут.
Словами пустыми играю.

Как видите, первая - третья строки имеют рифмовку на 4 слога вглубь (меТЕЛИ МЕТУТ - пустоТЕЛЫМИ ТУТ), а вторая-четвёртая - на пять (ПУСТЫНЕ И КРАЮ - ПУСТЫМИ ИГРАЮ).
Очевидно, что пустыне-пустыми очень скверная рифма, но, считаю, что допустимо в таком сложном построении. Ведь надо еще в ритм уложиться и смысл не потерять :))


  (19.11.05 04:28)  

Естественно, что подбор окончания строки в совокупности с её полной ритмикой во
многом зависит от настроения, которое желает передать автор, но факт есть факт - чем сложнее, тем оценка выше. это объективно.

4. Ритмика. Не стану особо распространяться по этому поводу. Ритмика наиболее легко даётся почти всем и почти сразу. Потому и разжёвывать нечего.
Как правило, поэтому первые три параметра являются критическими.

PS. Техника - не антипод содержания и *душевного наполнения или восприятия* стиха. Вы можете отмахиваться, мол, меня это не волнует. Но я отвечу - потому, что недоступно, или вам лень. Да, это немалый труд - уложить в такие рамки определенный смысл и не поссориться с русским языком :)

PPS. Необходимость применения более-менее сложных и точных техник стиха могу аргументировать старым примером:

представьте себе содержание стиха - напиток,
содержание, которое нравится вам - нечто вкусное, пусть вино, скверное содержание - моча
оформление стиха - сосуд. скверная техника - унитаз, качественная техника - бокал.

теперь легко понять, почему форма и содержание так или иначе обязаны присутствовать вместе - даже самый вкусный напиток неприятно будет пить из унитаза. Хотя, в принципе, это более приемлемо, чем пить мочу даже из бокала.
А посему - да здравствует разумное, доброе и вечное содержание наших стихов, оформленное хотя бы с минимальным учётом изложенного выше :)

засим откланиваюсь :)


  (19.11.05 04:37)  

Кстати, чуть не забыл - эти критерии я применяю к своим произведеньям и ваши стихи оцениваю также по ним. Однако, я вовсе не претендую на внедрение здесь абсолютной системы мер и весов, я только попытался обосновать озвученные мной в прошлом и ожидающиеся в будущем оценки относительно ваших произведений.


  (19.11.05 23:06)  

интересно


  (20.11.05 00:41)  

ой... как все сложно) Извиняй, лапа, я пишу как чувствую. Поэтому наверно и не подхожу под принятые критерии. Просто не читай мои строчки, дабы не травмировать себя) Видимо я обучению не поддаюсь)


  (20.11.05 03:04)  

Почитали... призадумались.....


  (20.11.05 05:15)  

Читал только начало. Сама суть "математической" формулировки не понравилась. Скрупулезнаю точность и творчество несовместимы.

> Наиболее деликатные просят больше не посещать их топы, наиболее
> агрессивные - обвиняют меня в умственной несостоятельности
> и всех грехах и пороках.

Это вы про кого? :)


  (20.11.05 05:29)  

> -strau-
что именно?

> Felis Lynx

Это как раз - самое простое в стихе.
Я Вам не лапа и извинять мне Вас не за что. И обучать Вас никто не собирался. Я предлагал поделиться с Вами - Вы отказались, это Ваше право. А если не желаете, чтоб я читал Ваши труды - прячьте их там, где я их не найду.

> Ратибор-Шаман

настроение упало? :))

да, господа, прошу прощения, но метать перед свиньями бисер я более не намерен. впредь - разговариваю только по существу и только с теми, кто на это способен.


  (20.11.05 08:43)  


> настроение упало? :))

Да нет. Всема интересный топ. Просто полез рассматривать своё творчество с этой точки зрения. Чую ждет мои произведенья глобальная переработка. Я вообшето в прозе специализируюсь =). Так, на любительском уровне. А песни пишу редко, и пою их токма друзьям, да вот еще в БК выкладываю =).
А призадумался я крепко. Не подскажете гдебы можно было поболее материала на эту тему найти? В смысле на тему "как улучшить качество текстов". Хотя и на том спасибо.

> да, господа, прошу прощения, но метать перед свиньями бисер
> я более не намерен

А вот это зря, коробит от таких фраз. Грубовато несколько. Я то прощу, мне пофигу, я и нетакое прощаю =). Но полюбому вас это не красит.


  (20.11.05 19:45)  

> Ратибор-Шаман
Моя точка зрения - не обособленная от общей оценки, поймите...
Оценка с точки зрения техники - не абсолютная оценка. Только одна из сторон.
Наиболее простая оценка, и кто бы тут что ни говорил, техническую часть стиха можно оценивать всегда математически точно.

Очень буду рад, если Ваши произведения прибавят техники.

По поводу бисера - то не Вам адресовано. Некоторые господа, что вчера рвали за бока, сегодня подходят и улыбаются глядя в глаза. Мерзко мне это, отвратительно... И красить себя мне незачем, я такое, какое есть...


  (24.11.05 02:39)  


> По поводу бисера - то не Вам адресовано. Некоторые господа,
> что вчера рвали за бока, сегодня подходят и улыбаются глядя
> в глаза. Мерзко мне это, отвратительно... И красить себя
> мне незачем, я такое, какое есть...

это про меня ) маладой был, глупой )


  (24.11.05 07:25)  

=)


  (25.11.05 23:55)  


> Скрупулезнаю точность и творчество несовместимы.

Если к творчеству в этом плане действительно скурпулезно подходить, то я с тобой согласен, но все таки как не крути встречают по одежке, а эти "правила" и есть одежка. Стихи как и любое творчество должно в себе что-то нести, но я думаю, несомненно что обертка тоже должна хорошо выглядеть.
to Товарищ Корейко

Если честно, молодец, все правильно. А метать перед "свиньями" бисер действительно негоже.

"...кто-то зарифмует,
А кто-то излает.
Кто-то нас целует,
А кто-то в нас стреляет."


ЗЫ: Товарищ Корейко, это не к вам, просто вспомнились строки из песни...


  (25.11.05 23:57)  

to Stabilis in mobile

Предлогаю включить этот топ в цикл лекций "Темных Университетов"


  (28.11.05 02:47)  


> Предлогаю включить этот топ в цикл лекций "Темных Университетов"

Поддерживаю =)


  (28.11.05 22:46)  

пока прочитал только до 1 пункта %) Так вот
Мороз и солнце - день чудесный,
Еще ты дремлешь друг прелестный...
почему тебя не устраивает такая рифма?


  (29.11.05 17:20)  

А раз ты дремлиш друг прелестный
тогда получиш в глаз чудесный
коли проснешся ты тогда
не поминай меня со зла
подставь лучше второй свой глаз
не дам тебе я в том отказ=P


  (09.05.06 20:11)  

Давно мечтал побывать в этом топе.


  (21.05.06 05:58)  

А насчет включить этот топ в цикл лекций - солидарен. Очень поможет многим.


  (21.05.06 10:41)  

Ура, ура, ура, ура!
Признание пришло гирою!
А я не верил уж порою!
Ну, гаспада, хде ганарар?

:))))


Страницы: 123456789
© 2002 - 2025, «www.Combats.com»™
All rights reserved